sejd

Сейды

До прихода поморов Кольский полуостров много тысяч лет был землей саамов  (раньше их называли лопарями). Как и многие другие северные народы, саамы поклонялись силам природы. Особенно почитали необычные природные объекты. Саамы называли их сейды. Сейдом мог быть любой природный объект, в силу каких-либо своих особенностей или связанных с ним легенд и жизненных обстоятельств наделённый той или иной особой силой.

Наиболее распространённым типом каменного сейда являются каменные пирамидки (гурии). Другие варианты сейдов  —  скала на подставках — «каменных ножках», частично приподнятая скала либо скала, поставленная в неустойчивом положении.

Размеры сейдов самые разные, от десятков сантиметров до нескольких метров в диаметре, соответственно весом от десятков килограмм до десятков тонн. Располагаются они и поодиночке и целыми комплексами, насчитывающими сотни объектов. Примерами таких скоплений являются архипелаг Кузова на Белом море, горы Воттоваара и Кивакка в Карелии, гора Кучинтундра в Мурманской области. Сейдозеро – пример, когда сейдом является целое озеро.

Существует аналогичный объект и в Центральном регионе России — Конь-Камень. Находится он на склоне долины реки Красивой Мечи рядом с селом Козьим Ефремовского района Тульской области. Вес камня составляет более 20 тонн. Мегалит стоит на трёх других валунах, как на ногах.

Культовое использование сейдов разнообразно. Например, одна из саамских легенд гласит, что рыбаки, уходя на промысел, оставляли часть своей души на берегу в каменном сейде, чтобы в случае их гибели душу не поглотили силы зла. Некоторые из сейдов использовались в связи с определёнными событиями. Некоторые сейды были связаны с  конкретным человеком или родом. В ряде легенд говорится о превращении в каменный сейд определённых людей. Например, на архипелаге Кузова в сейды превратились шведы («враги»), застигнутые здесь бурей. Иногда каменным сейдам приносили жертвы. К некоторым сейдам можно было подходить лишь в определенное время, или нельзя было подходить близко, или нельзя было подходить женщинам. Отдельные сейды имеют имена. Например, Сейд Летучий камень на горе Сейдпахк и пара сейдов Праудедки (скальные останцы Старик и Старуха) на реке Поной Кольского полуострова. Также некоторые сейды играли роль святилищ культа предков — им поклонялись, когда хотели почтить души умерших или обратиться к ним за советом или помощью. Некоторые  сейды  выполняли роль оберегов и совершение возле них  ритуалов должно было привлечь счастье и удачу. Сейды, установленных над естественными геологическими разломами призваны были защищать, не позволяя выбраться на поверхность духам подземного мира.

Сейды бывали разного уровня значимости — от местечковых до широко известных . На Кольском таких мест несколько: например Сейдозеро со зловещим великаном Куйва, замурованным в скале, скалы «Два брата» на полуострове Среднем.

Две тридцатиметровые глыбы, похожие на двух гигантов, стоят на берегу моря друг напротив друга. В различное время суток и при различном освещении в их обликах можно увидеть много интересного, особенно на закате.

По саамской легенде, 10 тысяч лет назад в этих краях орудовали два злодея, которые регулярно грабили простой народ. Злодеи при этом враждовали и между собой. Однажды они вступили в очередной бой за территорию, и Боги, потеряв терпение, навсегда замуровали их в камне друг напротив друга. По другой версии, один из злодеев выиграл бой, и в камне замурован его противник вместе с женой — они стоят рядом, видят друг друга на закате, но обняться не могут.

Это место считалось священным у саамов, они верили, что скалы — воплощение божественной силы. Чтобы задобрить духов, веками у скал приносили в жертву оленей и совершали шаманские обряды.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top